Главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн — о том, что привело США к чрезвычайному положению из-за «опиатного кризиса»

9-27-2017

На днях весь мир узнал о том, что президент США Дональд Трамп намерен ввести в стране режим чрезвычайного положения из-за эпидемии употребления опиатов. Он заявил, что готов потратить много времени, сил и средств для решения «опиатного кризиса». Трамп был вынужден сделать это после того, как специальная комиссия при Белом доме обнародовала шокирующие результаты своего исследования. Оказалось, что более трети взрослых американцев — 27 млн человек! — получают опиоидные обезболивающие, в год на них выписывается более 200 млн рецептов. За последние 10 лет количество смертельных исходов от передозировки такими препаратов выросло втрое, до 59 тыс. человек. Сегодня американцы потребляют больше опиоидов, чем любая другая страна в мире.

В основе этой новой американской трагедии лежат три кита — легализация марихуаны для лечения депрессий, заместительная терапия метадоном для наркозависимых и расширенное и упрощенное назначение больным опиоидных анальгетиков.

Всё это не может не беспокоить. Страна с таким псевдолиберальным отношением к употреблению наркотиков — при ее амбициях и отношении к другим государствам — принимает серьезные политические решения, которые отражаются на судьбе всего мира, фактически под воздействием наркотиков.

Одновременно с этим США позволяют себе критиковать российский подход к этой проблеме. Наша страна идет по пути жесткого контролирования потребления наркотиков и организации единой системы профилактики, лечения и реабилитации наркозависимых. У нас еще в 1970-х годах была создана мощная наркологическая служба, которая уже доказала свою эффективность. К слову, в Америке нет понятия «наркологическая служба» и такой отрасли здравоохранения, как наркология. У них помощь, оказываемая зависимым, разрозненна и фрагментированна — детоксикацию делают в одном месте, психиатрическое лечение — в другом, реабилитация проходит — в третьем. Все эти этапы межу собой не связаны, и больные теряются на переходе от одного к другому. Антинаркотическая пропаганда проходит на фоне легализации наркотических средств и потому не работает. Со стороны государства нет серьезной разъяснительной работы, что наркотики в любом виде — это смерть.

Существует убеждение, что человек может употреблять наркотики, если в этом есть потребность. Это как с воспитанием детей — потворство различным низменным желаниям приводит к тому, что человек вырастает неадаптированным и аморальным. Точно так же происходит в отношении населения — потворство со стороны государства слабостям и нездоровым потребностям общества приводит к его деградации. Поэтому и приходится вводить в стране чрезвычайное положение.

Российская модель единой поэтапной системы профилактики, лечения и реабилитации наркоманов, напротив, привела к устойчивой стабилизации в этой области. Количество опийных зависимостей у нас не только не растет, но и снижается — на 2% за последние два года. Самая страшная, самая опасная героиновая зависимость идет на спад.

Очень важно, что снижается и спрос на наркотические средства среди подростков. С 2013 года в России действует федеральный закон о тестировании школьников, и это значительно снизило употребление психоактивных веществ в возрастной группе от 15 до 17 лет и, как следствие, в студенческой среде — с 10 до 3%.

Кроме того, в прошлом году мы приступили к выявлению у детей генетических рисков зависимого поведения, включая склонность к депрессии и необоснованному экстриму. Если такие шансы есть, то специалисты дают родителям индивидуальные рекомендации по воспитательному процессу. Таким образом мы выстраиваем «мостик» между персонифицированной медициной и персонифицированной педагогикой.

Также мы начали программу по выявлению алкоголиков и наркоманов в городских больницах для их дальнейшей мотивации к здоровому образу жизни. По нашим данным, сейчас среди постоянных пациентов лечебных учреждений 15% больных соматического профиля злоупотребляют алкоголем и до 5% — употребляют наркотики. Таким образом формируется вектор развития профилактических программ в РФ на ближайшие годы.

Надо отметить, что за последние годы в России резко сократилось количество смертей от отравлений и передозировок — на 30% за пять лет.

Обезболивающие наркотические лекарства находятся у нас в стране под строгим контролем и назначаются в основном онкологическим больным, которые находятся под постоянным наблюдением врача.

Всё это говорит о том, что политика России в отношении наркотических веществ оправдывает себя. И мы приложим все усилия, чтобы эта тенденция сохранилась и в будущем.

Сейчас в некоторых субъектах РФ говорят о минимизации наркологической помощи, сокращении профильных отделений. Это пытаются оправдать необходимостью экономии средств и оптимизации системы здравоохранения. Делать этого категорически нельзя. Созданную и оправдавшую себя систему мы должны беречь и ни в коем случае не поддаваться давлению «либералов». На примере американской трагедии мы видим, к чему это может привести.

Автор — главный психиатр-нарколог Минздрава РФ

Источник: iz.ru